Поводок для доски. Детально про лиш.

50 лет назад его называли "Придурошный поводок". Тестируя первую модель, человек потерял глаз. Сегодня вы вряд ли пойдёте кататься без него.
Верёвка, соединяющая доску и ногу сёрфера называется лиш (от англ. leash – поводок). За годы своего существования этот аксессуар прошёл долгий путь трансформаций и усовершенствований. Современные лиши отличаются по многим параметрам, из этой статьи вы узнаете подробности о том, какие бывают лиши, и как выбрать нужный именно вам.
История
Вплоть до 1971 года все серферы были отличными пловцами, потому что доска никак не крепилась к телу, а значит при каждом неудачном падении уплывала практически до берега. Песчаный пляж ничем не угрожал большим деревянным доскам, но поколение первых шортбордов из пены, покрытой стекловолокном, сильно страдало, особенно если их хозяева предпочитали более резкие рифовые споты, где на границе с пляжем были камни. Кроме того, на коротких досках и плавать было сложнее, в итоге сёрферы быстрее выбивались из сил. Желание кататься дольше и уберечь доску подтолкнуло Пэта О'Нейла к идее посадить серфборд на поводок. Первый прототип он сделал из медицинского катетера, который привязал с одной стороны к носу доски, а с другой – к запястью. К сожалению, конструкция оказалась очень опасной: катетер сильно растягивался, а потом опружинивал назад, буквально «выстреливая» доской назад в серфера. Именно так Джек О'Нейл, отец Пэта, потерял свой глаз во время тестирования изобретения. В то же время пионеры старой школы серфинга называли лиш «Придурошный поводок» («Kook's cord»), и считали, что данное приспособление придумано для слабых и ленивых серферов.
Тестирование первого лиша. 1971г. фото: Арт Брюер.
В начале 70х лиш никак не мог снискать популярность у серферов, так как они считали, что использовать его либо слишком опасно, либо просто не круто. Однако уже в 1975 крупные компании, такие как BlockEnterprises и Surfmore, заинтересовались нововведением, и разработали более жизнеспособную модель, которой и по сей день пользуются во всем мире: лиш из полиуретана, который крепится к хвосту доски и ноге серфера. Классическая модель состоит из пяти элементов: шнура, манжета, предохранителя (рейл-сейвера) и двух вращающихся суставов.
Шнур
Шнур сделан из полиуретана, чем он толще, тем прочнее. С другой стороны, болтаясь в воде, лиш оказывает сопротивление, пусть и небольшое, и тем самым тормозит сёрфера во время проезда. Поэтому, чем шнур тоньше, тем большую можно набрать скорость. Для разных целей используются разные лиши. Информация о толщине шнура отражается в названии:

Regular или Standart – это стандартные, прочные лиши для ежедневного катания, они выдерживают нагрузку волн до 6-9 футов.

Pro Comp или Competition – это облегчённые тонкие лиши, которые оказывают меньшее сопротивление. Рвутся они значительно быстрее и их использование может быть оправдано в рамках соревнований, либо при катании исключительно на маленьких волнах.

Premium, Big Wave или XXL - это особо прочные, толстые лиши для волн 9 футов и больше.
Длина лиша должна быть не меньше длины доски. Поскольку варианты различаются на целое число футов, надо округлять длину доски, предпочтительно в большую сторону. Так, для досок 8'8" или 9'2" подходит лиш 9', а для 6'4" или 6'6" лучше взять лиш 7'.
Манжет
Манжет – это та часть, которая оборачивается вокруг ноги. Крепление осуществляется за счет липучки. Лиши с цветными манжетами – это симпатично, но вот липучка практичнее чёрная. Дело в том, что при окрашивании некоторые крючки и петельки липучки забиваются краской и перестают работать, такой манжет с большей вероятностью расстегнётся в неподходящий момент.

Манжеты бывают двух типов: на щиколотку и под колено. Последними пользуются лонгбордисты, так как на волне они ходят по доске туда-сюда, а при таком креплении лиш не путается под ногами.
В манжеты бывает вшит маленький карман для ключа. В него же также можно положить кусочек воска или немного мелочи на воду после каталки.
Предохранитель или Рейл-сейвер (от англ. Rail Saver)
Эта часть защищает хвост доски от повреждения, которое может нанести шнур, если перегнётся через рейл и натянется, что довольно часто случается в замесах. Чем толще и длиннее рейл-сейвер, тем лучше защищена доска, но, с другой стороны, он также оказывает сопротивление при езде. Рейл-сейвер крепится к доске с помощью верёвочки и липучки с тройным замком. Длина верёвки должна быть меньше, чем кратчайшее расстояние до края доски, иначе весь смысл предохранителя теряется.
В идеале край доски
попадает на середину
рейл-сейвера
Вращающийся сустав
Шнур крепится к манжету и к рейл-сейверу с помощью вращающихся суставов, которые предохраняют лиш от перекручивания вокруг своей оси. Самая слабая часть лиша – это шнур в месте около крепления к суставу. Это наименее эластичная часть, где чаще всего и происходит разрыв шнура при сильном натяжении. В 2010 году технологи компании Ocean&Earth представили миру новейшую разработку: единую литую систему шнура и эластичного сустава, которая снимает напряжение растягивания и делает лиш на 40% прочнее. В подтверждение предлагаю посмотреть видео, снятое Magicseaweed, ребята крепили разные лиши к машине, растягивали и смотрели, какой позже всех лопнет.
Эксплуатация
В заключение хочу дать несколько советов по эксплуатации. Во-первых, даже самый прочный лиш не вечен, чем чаще бросаешь доску, тем сильнее он со временем растягивается и теряет прочность. Бросать доску на милость лиша плохо ещё и потому, что позади, в зоне поражения, могут быть люди. Когда в тебя прилетает доска кого-то, плывущего впереди, это очень неприятно. Поверьте на слово, у меня на лбу три шрама.

Имеет смысл регулярно проверять лиш на наличие повреждений. Бывает так, что его чуть надрежет фином, но не до конца, и заметить это можно либо внимательно осмотрев шнур на берегу, либо лишившись доски во время мощного сета.
Обматывать лиш вокруг хвоста доски – не лучшая идея. Во-первых, острые фины могут нанести микроскопические порезы натянутому шнуру. Во-вторых, полиуретан имеет свойство «запоминать» форму: когда лиш большую часть времени находится на берегу в скрученном состоянии, ту же форму он будет сохранять и в воде, запутывась в ногах сёрфера. Хранить его лучше в более-менее свободном состоянии, без натяжения, просто закинув в чехол доски по принципу «как ляжет». Распрямить скрутившийся лиш можно, для этого надо оставить его в свободном подвешенном состоянии на несколько дней, закрепив манжет на чём-то высоком: люстре, потолочной балке, полке.
В океане все ещё встречаются серферы, которые катаются без лиша, но это скорее редкость, обычно это лонгбордисты, которые достаточно опытны, чтобы на не слишком больших волнах контролировать доску без дополнительных приспособлений. Понять, зачем они это делают можно, только попробовав. Сёрфинг без лиша – это как секс без презерватива, опаснее, но гораздо приятнее. Приходится всё время быть начеку, благодаря чему чувства обостряются. Что же касается шортбордистов, сложно представить, что они рискнут кататься на больших волнах и тренировать различные трюки без лиша.
99% времени я катаюсь с лишом, но при этом не часто отпускаю или теряю доску, стараюсь схватить и удержать её даже во время падения. Тренируюсь, чтобы при удобной возможности покататься без лиша.
Made on
Tilda