Gipsy Stories Morokko

Безопасность в Марокко

За десять лет в Индонезии я привыкла к тому, что вещи свои всегда надо держать в поле зрения, ценную электронику и деньги не стоит оставлять даже в запертой тачке или, тем более, в байке. Здесь Жюль надо мной с самого начала посмеивался: Ира, прекрати суетиться, никто ничего твоего не возьмёт.

Во-первых, безопасность здесь обеспечивается «сверху». Королевство Марокко – полицейское государство, в котором много слоев силовых структур, от тайной королевской полиции до дорожных патрулей и жандармерии. Система выстроена так, чтобы люди даже не пытались нарушать закон – всем всегда должно быть известно, что они под наблюдением. Это связано и с тем, что немалая часть доходов идет в личную казну короля, и с тем, что через Марокко проходят пути беженцев, пытающихся всеми правдами и неправдами добраться до Европы и попросить там убежища. Я не хочу углубляться в политику, но суть в том, что полиция всегда и все контролирует.

"Аллах, Народ и Король" гласит надпись на склоне холма. В Марокко таких очень много.

Для нас это, с одной стороны, оборачивается некоторыми ограничениями, потому что не во всех местах разрешают останавливаться на ночевку. Например, с парковок на безлюдных пляжах просят уезжать, хотя никакой реальной угрозы там нет. С другой стороны, в некоторых регионах это имеет смысл. Так, Арзу считается не самым безопасным районом, и там к нам лично подъехал начальник полиции и попросил припарковаться напротив их штаба – чтобы с нами точно ничего не случилось. Ну и конечно, ничто человеческое людям в форме не чуждо. Вчера мы нашли классную парковку с видом на океан. Когда подъехала машина с военными, мы напоили их всех кофе, немного поговорили, и нам разрешили остаться тут на ночь.

Я рискнула сделать втихаря фото. В Марокко не принятно снимать людей, они это не любят. Тем более людей в форме!

Но главная причина, почему в Марокко безопасно – это люди, их культура. Помните, есть такая байка, что в арабских странах ворам отрубают руки? Она уходит корнями в одну из историй, описанных в Коране, только вот с кучей переводов и пересказов, её изначальный смысл сильно исказился. Вор теряет руки, но в переносном смысле. В местной культуре воровство – одно из самых тяжких преступлений. Человек, который крадет чужое – расписывается в том, что он не в состоянии работать, не в состоянии быть частью социальной жизни, не может принести никакой пользы обществу. С точки зрения общества – это человек, не достойный ни малейшего уважения. Никто ему не подаст руки.

Рассказывая про свадьбы, я уже упоминала, что уважение окружающий – непременное условие благополучия или хотя бы сносной жизни. Когда тебя не уважают, с тобой не только дружить не хотят, тебе не помогут, не предложат работу, не накормят, когда ты голоден.

При этом незаметно быть вором в Марокко не получится. Да что там, тут вообще невозможно сделать незаметно хоть что-то. Марокканцы отличаются невероятной наблюдательностью. Расскажу для примера историю, которая произошла два года назад, когда мы с Жюлем только познакомились. Мы сидели компанией человек 7 вокруг стола, речь зашла за художников, и я упомянула свою подругу Сашку Лучкову: «Она очень талантливая художнца, рисует картины, разрисовывает стены и бьет татухи. Почти все мои татуировки – её рук дело.»

Спустя 10 минут Жюль и Йонес пересеклись на кухне. Йонес хитро посмотрел на него и констатировал: 
– Ага, так ты видел все её татуировки.
– В смысле??
– Когда она говорила про «все свои тату», руками провела вдоль тела с головы до пят и в этот момент посмотрела тебе в глаза.

В Марокко везде и всюду глаза и уши, в рамках деревни новость распространяется молниеносно. Когда мы приезжаем торговать на рынке, нам не надо искать хорошее место, можем в самой жопе встать, всё равно к нам все заглянут, потому что все уже в курсе – там белый торгует.

Так и с воровством, если кто-то что-то украдёт, об этом будут знать все, и он потеряет репутацию. Человек, отсидевший 10 лет за кровную месть, возвращается в свою деревню, дом его не тронут, жена всё так же уважаема, а соседи готовы помочь начать жизнь сначала. Человек, укравший у туриста велосипед, отсидит свои 2-3 месяца, но не сможет вернуться ни в свою деревню, ни в соседнюю.

Доски мы оставляем прямо так, рядом с тачкой. И на ночь, и если уходим поесть.

На одном из первых рынков в этой поездке, Йо, наш товарищ, пробирался среди толпы, искал нашу тачку и достал телефон из заднего кармана штанов, чтобы позвонить. Через пару секунд его одернул за плечо пожилой, внешне очень бедный мужчина, и протянул ему 200 дирхам – примерно недельный свой бюджет – которые выпали из кармана Йо.

Даже вот в такой суматохе деньги из кармана не потеряешь

В Мерзуге был случай, одна туристка сломала ногу, упав с верблюда. Как-то сложно сломала, нужна была операция, поэтому её эвакуировали до больницы в крупном городе, где она пролежала пару месяцев. Когда она вернулась в Мерзугу забрать машину, единственное, что поменялось – зная о её возвращении, кто-то залил бензин ей в бак.

На эту же тему мы говорили с местными в Райской Долине. Они говорят, что это не столько религия, сколько образ жизни в маленьких комуннах. Конечно, в крупных городах типа Агадира и Марракеша дела обстоят по-другому, там слишком много народу, не могут все всех знать. Но в этом плане пандемия пошла на пользу: все те безнравственные мерзавцы, которые промышляли там обманом туристов, в отсутствии оных вынуждены были переключиться на местных – образ жизни и устоявшиеся привычки. И были очень быстро зачищены добропорядочным сообществом. Смеясь, беззубый старичок проиллюстрировал: когда ты воруешь, ты можешь стащить чужое – тянет к себе мой пустой стакан, но если ты попросишь, получишь больше – показывает на стакан с чаем.


При этом надо понимать, что продавать что-то втридорога – это не воровство. Это игра, и если ты недостаточно сообразителен, болтлив и настойчив, да, тебя могут развести, но с точки зрения культуры, это честно заработанные деньги. Тут, кстати, тоже есть волшебное заклинание. «Риба» – термин из ислама, который обозначает, что продавец называет настолько высокую цену, что это уже обман, и не угодно Аллаху. Но его не стоит употреблять направо и налево, если ты не знаешь точной цены, тем более не мусульманам. Торговля – это искусство, если ты окажешься интересным и веселым собеседником, можно уболтать продавца на хорошую цену. Играйте и не бойтесь, насильно у вас ничего не заберут.
Made on
Tilda