NAZARÉ
Самая большая волна в мире. Почему она такая?
Бигвейв (от англ. Big wave) сёрфинг – это отдельное направление, успех в котором меряется иными критериями по сравнению с обычным сёрфингом. Трюки сёрфера уходят на второй план, а первое место здесь отводится самой волне, вернее – её размеру. С 2011 года мировые рекорды на самую большую волну ставятся на одном и том же споте, и, если вы спросите, почему, ответ будет следующим: Назаре – единственный в мире спот с 30-метровыми волнами, пригодными для сёрфинга.
История
На самом деле спот Назаре был известен сёрферам ещё с середины прошлого века, но катались здесь только на самых «маленьких» волнах близко к берегу. Вообще, примерно до 1990 года волны высотой больше 6 метров считались не особенно пригодными для сёрфинга. Первыми на больших волнах Назаре стали кататься бодибордисты, и начиная с 2003 года здесь проводятся ежегодные соревнования по этому виду спорта. В 2010 году Дино Казимиро, как раз один из тех, кто регулярно катался на Назаре на бодиборде, пригласил на свой домашний спот гавайского бигвейв сёрфера Гаррета МакНамара. И тут началось…
Мировой рекорд на самую большую взятую волну принадлежит Гаррету МакНамара: 11 ноября 2011 года он проехал на Назаре волну высотой 23,8 метра (78 футов). Прошло много лет, но этот рекорд всё ещё в силе, хотя попытки его побить предпринимались многими бигвейв сёрферами, включая и самого Гаррета. Дело в том, что зафиксировать и точно измерить размер волны довольно проблематично. Кроме того, по правилам WSL XXL Biggest Wave Award, сёрфер должен проехать «значительную часть» волны, а многие попытки побить рекорд заканчивались преждевременным падением (и лютым замесом!). Среди «не засчитанных» по тем или иным причинам попыток были такие:

28 октября 2013 года бразильский сёрфер Карлос Бурле успешно проехал самую большую в этот день волну, которую наблюдавшие с джетов водители оценивают в 30,5 метров (100 футов). Из-за сложностей со съёмкой и фиксированием высоты этот рекорд остаётся неофициальным.

В этот же день, 28 октября, на Назаре чуть не погибла подруга Карлоса, бразильская сёрферша Майя Габейра. Она стартовала на волну высотой 24 метра (80 футов), что стало бы абсолютным рекордом среди женщин, но попала в очень жёсткий вайпаут и в итоге отправилась в госпиталь со сломанной лодыжкой.

В январе 2014 Эндрю Коттон, сёрфер из Великобритании, стартовал на Назаре волну, предположительная высота которой 24,3 метра (80 футов), но не проехал её до конца.

11 декабря 2014 года бигвейвер из Франции Бенджамин Санчис почти проехал волну высотой 33 метра (108 футов), приз XXL он не получил, потому что все-таки упал, а в книгу рекордов Гиннеса не внесён как раз из-за того, что его проезд не был должным образом зафиксирован.
Это довольно маленькая волна на Назаре
Возможности кататься на таких огромных волнах сёрферы обязаны наличию джетов. Разгрестись руками на такую волну невозможно технически, что я наглядно покажу дальше. Тем не менее, на «маленьком» Назаре, когда волны 8-10 метров, катаются на 11-футовых ганах. Более того, в 2016 году WSL включили Назаре в Big Wave Tour, кроме Португалии в него входят мексиканский бичбрейк Puerto Escondido, калифорнийский спот Maverics и легендарная гавайская Pe'ahi (или Jaws).

Сегодня Назаре переживает настоящий бум. Для бигвейверов со всего света её 30-метровые гиганты – это Эверест, который хочется покорить несмотря ни на что. Сёрферы и операторы нервно ждут самых сильных штормов, чтобы попытать удачу, ведь это сулит им не только мировую славу, но ещё и неплохой денежный приз: $125.000 сёрферу и $13.000 видеооператору за Ride of the year! Кстати, за самые лютые вайпауты тоже предусмотрен поощрительный приз: $5.000 сёрферу и $2.000 оператору.
Андрей Карр и Андрей Dolph Овчинников
Сёрферы из России тоже не стоят в стороне: с сезона 2016/2017 первые русские бигвейверы Андрей Карр и Андрей Dolph Овчинников – проводят зимние месяцы не в тёплом Индийском океане, а на берегу Атлантики. Я очень советую вам подписаться на их проект Monster.Wave и узнавать новости из первых уст.
Механика
А теперь самое интересное. Назаре – единственный в мире спот, который выдаёт катабельные волны высотой в 30 с лишним метров. Но почему? Как они получаются такими большими? Оказывается, ответ спрятан на дне морском.
На маяке у Назаре
есть музей и зал славы
Дно океана также многообразно, как поверхность суши, здесь есть горы и впадины, хребты и каньоны. Обычно отмель подбирается к континенту постепенно, но Португалия – единственное место в мире, где глубокий подводный каньон тянется до самого берега. Резкий перепад глубины с 2700 всего до 50 метров происходит буквально у самого залива. Этот каньон играет роль своеобразного «трубопровода» для воды: над континентальной плитой в прибрежной зоне волны свелла начинают замедляться и вырастать, а по глубине впадины они продолжают движение с прежней скоростью, меняя в итоге своё направление.
Затем, натыкаясь на вертикальную стенку, они тоже замедляются и вырастают, но уже под углом к своему изначальному направлению. В итоге волны интерферируют, то есть складываются, вырастая почти вдвое больше, чем могли бы быть без каньона. Кроме того, сюда добавляется вода из сильного течения вдоль берега, она подсасывается с северной стороны, и в итоге, набравшаяся из этих трёх источников волна начинает рушиться, когда достигает глубины, примерно равной её высоте.

Теперь немного о том, почему самые большие волны на Назаре не получится разгрести руками. Обычно на спот все смотрят с берега или с маяка, и из-за искажения перспективы волна кажется почти вертикальной. Но на самом деле гребень никогда не нависает над основанием волны, Назаре – это огромная гора, и чем больше свелл, тем более она пологая. Разумеется, до критической отметки, когда волна начинает ломаться, огромная масса воды падает и мощной пеной катится по этой горе, догоняя сёрфера. Так вот, момент, когда на волну можно разгрестись, в случае с гигантами в 15-20 метров настаёт слишком поздно, уехать от лавины не успеешь.
Как сёрферы это делают?
Итак, на самых больших волнах Назаре можно кататься, только разгоняясь за джетом. И сёрфинг на Назаре – это уже не эгоистичное занятие одного человека, это целая командная работа. Если речь идёт о сёрфинге на умеренно больших волнах (порядка 15 метров), команда состоит из двух-трёх человек: один джет с водителем, который вывозит сёрфера на лайнап и разгоняет на волны, и иногда третий человек с рацией на берегу, для подстраховки. Рации есть и у каждого водителя каждого джета, причём все они настроены на одну частоту. Лишний раз по ним болтать не стоит, а когда кто-то едет по волне, принято хранить молчание. Потому что, если сёрфер падает, его напарник сообщает об этом по рации, и все водители джетов бросают своих сёрферов в безопасной зоне и начинают искать того, кто упал.
Когда речь идёт о мировых рекордах, подготовка гораздо более серьёзная. Например, в команде Гаррета МакНамара ему помогают три джета: один разгоняет его на волну, второй джет страхует снизу на случай, если сёрфер упадёт, а третий – страхует двух других водителей джетов, если они случайно попадут в замес. По словам Гаррета, эти меры вовсе не излишни: «конечно, все эти подстраховки и технические приспособления в серфинге на больших волнах – это своего рода читерство. И в принципе можно обойтись и без них, но в этом случае шансы погибнуть гораздо выше. Что касается меня лично, то с тех пор, как у меня появилась жена и дети, я чувствую больше ответственности за них и страха за свою жизнь, поэтому иду на все технические ухищрения, чтобы с наибольшей вероятностью вернуться домой живым.»

А это мой новый друг, чемпион мира по бигвейв сёрфингу Грант Twiggy Бейкер. Сидел возле маяка в мокром гидрике и жевал сыр с хлебом. Посмотрел на меня и спросил, не хочу ли и я перекусить. Я спросила у него, что думает про его занятие жена, он ответил, что она говорит ему брать волны побольше, за них ведь больше платят. А через 10 минут разговоров попросил подбросить до пляжа на его же машине, чтобы он выплыл ещё раз покататься. Классный мужик, что тут скажешь!
Личные впечатления
Осень 2017 года мне посчастливилось провести в Португалии, и за 2 месяца я ездила на Назаре 6 раз. Главное, что поразило и впечатлило меня, это ощущение, что волны ловят вовсе не сами сёрферы, а водители джетов. Именно они видят нужную волну, подхватывают сёрфера на фалд и, словно шарик на ниточке, разгоняют в нужном направлении, забрасывая на стенку волны. Я увидела две техники: большинство водителей разгоняли в том же направлении, в котором поедет сёрфер, а потом уходили за волну перед ним. Второй, более зрелищный вариант выглядел так: водитель разгонял сёрфера по дуге и в нужный момент тот отправлялся по касательной и дальше на стенку, а джет выпрыгивал за волну в противоположном направлении.
Два гипотетических
пути разгона
и отступления джета
Везение моё было зашкаливающим, я не просто посмотрела на Назаре с маяка: я познакомилась с местными бигвейверами, и они прокатили меня на джете до лайнапа. И вот второе поразительное открытие: с берега действо в океане кажется пугающим, атмосфера среди зрителей очень напряжённая, нервы натянуты как струны. Оказавшись в океане, я была поражена насколько по-другому ощущается происходящее там. Спокойствие и гармония как будто разлиты в густом воздухе, звенящая тишина, нарушаемая лишь отдалённым глухим звуком закрывающихся где-то там внизу волн, чувство, что ты находишься в параллельной вселенной, где нет никаких бед и проблем, где каждый человек просто счастлив. И сами сёрферы, которые кажутся сверхлюдьми, на самом деле невероятно открытые и дружелюбные, искренние и такие притягательные в своей простоте. И вот в чём секрет их счастья, как сказал водитель моего джета: «Nothing special, I just follow my passion.»
В тех, кто любит жизнь, невозможно не влюбиться!
Made on
Tilda