Хвост сёрфборда

Как работает самый влиятельный элемент дизайна доски
Пожалуй, ни у одного другого элемента дизайна сёрфборда нет столько разных вариантов исполнения, как у хвоста. Острые, овальные, круглые, квадратные, с зазубринками и загогулинками – у каждого есть свои особенности и «фишки». Более того, форма хвоста оказывается одной из самых влиятельных частей, определяющих поведение доски на волне. В этой статье я подробно расскажу, как работают основные формы хвостов, и каким общим правилам все они подчиняются.

Итак, классификация. Какие бывают хвосты сёрфбордов:
Пин
Узкий, иногда даже заострённый, хвост создан для максимального контроля и стабильности. Благодаря маленькой ширине он обладает небольшой площадью поверхности, которая всасывается волной, обеспечивая максимальное сцепление и позволяя сохранять траекторию движения. На доске с пин тейлом сложновато маневрировать, и она не подходит для маленьких волн, так как у них оказывается недостаточно энергии, чтобы вытолкнуть узкий хвост, доска как бы вязнет. Зато пин тейлы идеальны для ганов – длинных узких досок для больших волн. Когда едешь по стенке высотой с дом, как-то не до манёвров, надо, чтобы доска стабильно держала и быстро ехала.
Круглый
Также, как и пин тейл, круглый хвост обтекается водой, обеспечивая хорошее сцепление и устойчивость, но благодаря увеличенной ширине и, соответственно, большей площади, хвост сильнее выталкивается на поверхность, позволяя легче поворачивать. На досках с круглым хвостом хорошо выходят широкие плавные повороты и дуги. Кроме того, чем шире хвост, тем больше скорости получится набрать на небольших и слабых волнах.
Квадратный
Первые доски для сёрфинга делали именно с квадратными хвостами, поэтому эту форму можно считать прадедушкой всего современного многообразия. Прежде всего, квадратный хвост обычно достаточно широкий, что придаёт доске стабильность, а за счёт острых углов, которые буквально разрезают воду, повороты на ней выходят резкие и быстрые.
Сквош
Этот тип хвоста у сёрфборда по факту является чуть модифицированной версией квадратного хвоста, острые углы у него чуть скруглены. Доски с таким хвостом очень отзывчивы на поворотах, но при этом лучше держат траекторию благодаря хорошему сцеплению с водой. Сквош хвосты делают разной ширины. Широкие, за счёт большей выталкивающей силы легко разгоняются даже на небольших волнах. Узкие, наоборот, глубже входят в волну, обеспечивая устойчивость и контроль на высокой скорости, когда волны побольше. Таким образом, сквош хорошо работает на широком спектре условий, что и сделало его самым популярным у сёрферов вариантом формы хвоста.
Ласточка
Раздвоенный хвост и по виду, и по принципу работы напоминает два соединённых пин тейла. Ближайший к стенке волны также «вгрызается» в неё, обеспечивая хорошее сцепление и контроль. Благодаря вырезу посередине, два этих пинтейла работают по очереди, поэтому в момент поворота сёрфер легко срывает доску (гораздо легче, чем на других хвостах) и как бы переключается с одного на другой, то есть начало и конец манёвра выходят более чёткие и стабильные. Широкий хвост, опять-таки, облегчает набор скорости, поэтому хвост Ласточка чаще всего встречается на плюшках – коротких и широких досках для маленьких волн.
Ассиметричный
Не так давно начали набирать популярность странные с виду доски – ассиметричные. Такие, например, у которых с одной стороны хвост вроде как Ласточка, а с другой стороны она переходит в Сквош. Это не какие-то отдельные категории, а скорее сочетание двух типов хвоста, которое позволяет сёрферу по-разному управлять доской во фронт-сайде и в бэк-сайде.
Рейл
Вообще говоря, рейл – это отдельный элемент дизайна, но с хвостом он работает в такой тесной связке, что о нём имеет смысл поговорить в рамках изучения данного вопроса. Рейлы бывают двух типов: жёсткие и мягкие. Мягким называется скругленный рейл, а жёстким – рейл с отчетливой гранью. Если дно практически плоское с резко очерченной гранью – это низкий жёсткий рейл (Down Rail). Грань может быть чуть приподнята относительно уровня дна, в этом случае она обычно не такая резкая, но всё равно явно присутствует. Уровень, на котором находится грань, обозначают как соотношение верхней и нижней части рейла: «50/50» значит, что грань посередине, «60/40» - чуть смещена вниз, «80/20» - находится сильно ближе к дну, чем к верху доски.
Жёсткие рейлы характерны для шортбордов, тогда как мягкие чаще встречаются у лонгбордов и фанбордов, а также коротких широких досок для маленьких волн. Мягкий рейл обтекается водой, обеспечивая стабильность и прощая ошибки, но он же тормозит доску во время проезда. Жёсткий рейл, напротив, разрезает воду, позволяя быстрее ехать и делать более резкие повороты, но с ним легко сорвать доску, что скорее минус, чем плюс для тех, кто пока плохо контролирует манёвры.
Итог
Поскольку дизайны хвостов бывают очень разными, и даже каждая из перечисленных категорий лишь обобщает широкий спектр вариантов, полезно запоминать не отдельные факты, а общие правила. Главное звучит так: острые углы помогают набирать скорость и делать резкие повороты, а скруглённые контуры обеспечивают плавные манёвры и устойчивость. Это касается и формы рейла, и очертания хвоста. Резкие грани – резкие манёвры, плавные линии – плавное катание.

Представьте себе, как вода проходит границу хвоста доски: благодаря своей однородности, она обтекает сёрфборд. Закруглённые очертания доски как бы удерживают воду единым потоком, а острые углы – разбивают его. Таким образом, круглый хвост и мягкий рейл лучше цепляются за воду, обеспечивая стабильность, особенно на больших волнах, а квадратный хвост и жёсткий рейл, наоборот, от воды отталкиваются, делая доску более поворотливой и резкой.

Кроме того, немалую роль играет площадь поверхности хвоста, чем она больше, тем сильнее вода толкает и разгоняет доску. Площадь, соответственно, зависит от ширины, отсюда следующее правило: чем шире хвост, тем больше ускорение.
Рекомендую к прочтению
Made on
Tilda