Переход из режима водоизмещения в глиссирование можно сравнить в преодолением звукового барьера и проще всего объяснить на примере моторной лодки. Когда скорость мала, лодка толкает носом воду, создавая перед собой волну. Когда скорость лодки приближается к скорости распространения волны в жидкости, получается, что лодка как бы постоянно пытается заехать на волну, которую сама же перед собой и создаёт, это называется волновой кризис. Именно поэтому у моторных лодок часто задирается нос при движении. Увеличивая мощность двигателя, водитель заставляет лодку ехать всё быстрее, и в какой-то момент она обгоняет эту волну, выныривает на поверхность и начинает скользить по ней, как по твёрдой плоскости. Сопротивление резко падает, благодаря чему после выхода на режим глиссирования можно вдвое уменьшить мощность мотора, а скорость при этом не упадёт.
Тот же самый эффект позволяет кататься, например, на водных лыжах, вейкборде или кайте: ни один их этих снарядов не обеспечивает плавучести, без тяги райдер просто уйдёт под воду. Что касается сёрфборда, он достаточно плавучий, но на волне и без неё доска ведёт себя по-разному. Например, если попробовать встать на шортборд просто в воде, без волны, он утонет.