Конкейв и конвекс

Дно доски может быть плоским, вогнутым и выпуклым. Рассказываю, как его контуры влияют на поведение доски.
Характеристики доски для сёрфинга определяются дизайном её элементов – носа, хвоста, рокера и рейлов. Но есть ещё одна очень важная деталь, которая не бросается в глаза – это контур дна. Это чистая физика и инженерные решения, и сегодня я хочу в подробностях разобрать, как работают выпуклости и вогнутости дна сёрфборда.

При беглом взгляде на любую доску кажется, что дно её абсолютно плоское, но на самом деле это не так. Методом экспериментов, проб и ошибок шейперы вычислили, что небольшое искривление контуров дна оказывает сильное влияние на поведение доски в воде. Как не сложно догадаться, дно может быть плоским, вогнутым или выпуклым, что «по-научному» называется флэт (flat), конкейв (concave) и конвекс (convex) соответственно. Чаще всего, впрочем, встречается сочетание изгибов, когда контур меняется от носа к хвосту.
Варианты впуклостей и выпуклостей
Почему меняется поведение доски? Потому что кривые линии являются направляющими и задают траекторию движения воды под доской. Чем быстрее движется ламинарный (то есть однородный) поток жидкости, тем меньшее давление он оказывает на стенку сосуда, а в нашем случае на поверхность доски. Если дно плоское, то давление одинаковое по всей поверхности, а когда оно искривлено, начинается самое интересное!
Как работает конкейв
Конкейв – это вогнутое дно, то есть, по сути, продавленные каналы, по которым движется вода. Максимальной глубины конкейв достигает в задней части доски, от середины до финов, а затем, в самом хвосте относительно резко выравнивается (под относительно резко я имею в виду, что он идёт не ступенькой, но перепад глубины резче, чем в начале конкейва). Этот перепад глубины обеспечивает резкое изменение давления с низкого на высокое, то есть обеспечивает выталкивание хвоста доски из воды. Попробуйте подставить вогнутую сторону ложки под струю воды из крана, вы увидите, как на краю образуется мощный широкий фонтан. Примерно такой же образуется во время проезда за хвостом доски с конкейвом. Вода с силой выталкивается из-под доски, придавая ей ускорение и плавучесть.
Зачем нужен конкейв
Конкейв нужен для того, чтобы доска была более быстрой и с большей силой выталкивалась из воды, поэтому своё применение он нашел в дизайне современных шортбордов. Две самые популярные конфигурации дна шортборда – это сингл конкейв (single concave) и сингл-ту-дабл конкейв (single to double concave).
Single concave -
один канал
В первом случае у нас есть один канал, который набирает глубину от передней трети доски вплоть до боковых финов, а затем сходит на нет под задним центральным фином. Такой контур дна обеспечивает высокую скорость при проезде по прямой, особенно на больших ровных волнах, и позволяет делать чёткие повороты, а вот на неидеальных условиях он теряет в стабильности и манёвренности. Сингл конкейв подходит для сёрферов любого уровня (готовых к шортборду, разумеется), но качество проездов будет сильно зависеть от условий в океане.
Single-to-double
concave -
раздвоенный канал
Сингл-ту-дабл конкейв – также начинается в передней части доски, а потом раздваивается, выводя поток воды в две стороны – между центральным и боковым фином. Наличие одного канала в центре доски позволяет сохранить скоростные характеристики, а два выхода для потока воды придают манёвренности и ускорения на поворотах. Такие доски хорошо работают на широком спектре волн, но раскрыть их потенциал под силу только опытным сёрферам.
Двойной конкейв позволяет
"зарезаться" в волну
Кроме того, существуют особенно скоростные доски, на хвосте которых отчётливо видны так называемые каналы. Почти то же самое, что конкейв, но глубокие, с резким переходом и идущие до самого края доски. Такие направляющие для потоков воды превращают доску в сверхскоростную ракету с педалью газа под задней ногой: чем сильнее давить на хвост, тем мощнее будут потоки воды, бьющие из каждого канала, и, соответственно, тем больше будет ускорение. Число каналов варьируется, их может быть четыре, шесть и даже восемь.
Обратная сторона медали вот в чём: глубокие каналы означают меньший объём пены в хвостовой части доски, а значит и меньшую плавучесть. Более того, такая форма дна хорошо работает на идеально гладких условиях, а во время чопа в каналы может попадать воздух, из-за чего ускорение начинает придаваться не в то время и не в том направлении. Как говорится, чем радикальнее решение, тем уже спектр его применения.

Как работает конвекс
Выпуклое дно работает ровно противоположно вогнутому – изменение давления с большего на меньшее как бы втягивает доску внутрь, не даёт ей отрываться от воды. Это делает серфборды с конвексом очень устойчивыми и прощающими ошибки. Кроме того, на такой доске легко переносить вес с рейла на рейл, она легко управляется и мягко поворачивает по большим дугам.
Зачем нужен конвекс
Выпуклое дно чаще всего используется в лонгбордах и гибридах (переходных досках от малибу к шортборду). Конвекс бывает скруглённый и называется белли (belly), а бывает с углом (V), ведут они себя примерно одинаково. Конвекс просто необходим для ноузрайдовых лонгов, так как хвост, притягивающийся к воде как раз компенсирует вес сёрфера на носу доски. Кроме того, все ганы для больших волн делают с обязательным конвексом, в экстремальных условиях, на огромных волнах, серферам явно не до катбеков и снепов, им нужна устойчивая доска, которая вовремя повернет и умчит их от обрушающегося товарного вагона пены.
Флэт
Плоское дно можно смело назвать прошлым веком, да, первые модели досок делались без всяких ухищрений, но и предназначались они для вальяжной езды по прямой. В наши дни с плоским дном делают только ученические софттопы (да и то уже далеко не всегда), но зато часто используют плоскую часть как переход от одного изгиба к другому. Например, всё в тех же ноузрайдовых лонгбордах под носом доски делают конкейв, а под хвостом конвекс, соответственно середине не остаётся ничего, кроме как быть плоской.
Рекомендую к прочтению
Made on
Tilda