СВЕТ. ВОДА. ВДОХНОВЕНИЕ.

Интервью с фотографом Олей Васильевой
Я безумно благодарна сёрфингу не только за минуты чистой радости и важные жизненные уроки, но и за людей, с которыми мы знакомимся на берегу океана. Оля Васильева ­– одна из таких удивительных, невероятно талантливых людей.
Расскажи немного о себе, где ты родилась и выросла? Когда начала снимать?
Моё детство прошло во Владивостоке, небольшом городе с кучей мостов, большим портом и такими плотными туманами, что водителям приходится открывать дверь машины, чтобы видеть разделительную полосу и хоть как-то оставаться на дороге. Благодаря соседству с Китаем, Японией и Кореей, у нас раньше, чем в остальной России появлялись всякие жевачки, содовая и игровые приставки. И тем не менее, Владивосток – это хоть и милая мне, но обычная провинция с плохими дорогами и полным отсутствием эстетики городского дизайна.
Мой отец, как и многие советские граждане того времени, увлекался фотографией, поэтому я была знакома с камерами с детства. Помню, как мы запирались в тёмной ванной, чтобы проявить плёнку. Фотографировать сама я начала лет в 13, просто снимала всё подряд, а в 19 устроилась на свою первую работу в качестве репортажного фотографа. Так что это моя профессия, которой я по-прежнему верна.
Что для тебя океан?
Поскольку я родилась на берегу моря, большая вода всегда была частью моей жизни. Но должна признаться, что я по-настоящему осознала это только на время лишившись её. Во Владике я очень устала от сильного влияния азиатской культуры, поэтому как только появилась возможность, переехала в Питер, чтобы быть поближе к Европе. Но вдруг оказалось, что Нева и Финский залив – это вообще не то! Я хочу жить у океана, потому что когда его нет рядом, внутри ощущение пустоты, какое-то беспокойство постоянное, что чего-то не хватает. Собственно, по этой причине я и оказалась на Бали. Индонезия – почти исключительное место, где русский человек может долго жить. Не только в смысле климата, который тут безусловно прекрасный, а чисто по бытовым причинам и визовому режиму. Раньше я каждое лето на несколько месяцев уезжала, то в Россию, то в Европу, а в этом году осталась, чему бесконечно рада.
Что для меня океан? Всё! Серьёзно. Он и работа, и хобби, и источник радости, и психиатр, и доктор, и большой брат, который иногда может дать по щщам, и наркотик… Всё разом.
Как ты обычно работаешь?
На Бали лучший свет для фотографа либо ранним утром, либо на закате. Если съёмка не связана с сёрфингом, то я стараюсь назначить её на вечер, а утром в зависимости от условий предпочитаю или покататься, или выспаться. Но если снимать надо сёрфинг, то это всегда рассвет – помимо нежного света условия лучше и в плане волн, и в плане людей. Днём же я обычно сижу под кондиционером и обрабатываю материал.
Насколько мне известно, у фотографов обычно уходит куча времени на обработку. У тебя как? Сколько времени проходит между съёмкой и готовым результатом?
Очень по-разному! Во-первых, я иногда снимаю на плёнку, и в этом случае на обработку времени надо минимум, хотя что-то всё-таки приходится делать. В Индонезии у меня нет возможности контролировать проявку и сканирование, поэтому цвета иногда надо доводить в фотошопе. Когда делаешь всё сам, процентом выдержки в растворе можно контролировать экспонирование кадра, а при сканирование доработать цвет. Местные, понятное дело, ленятся, им не до таких заморочек – закинул пять разных катушек в один раствор, и получится что получится. Иногда они меня удивляли тем, какая получалась красота, но чаще всё-таки фотографии требуют пост-коррекции.
А вот если снимаю на цифру, то процесс может затянуться, некоторым работам надо дать отлежаться и вернуться к ним позже. Со съёмками сёрфинга такое часто происходит, потому что в начале у тебя обычно какие-то ожидания есть, а природа вносит коррективы: свет, скажем, не пришёл, или вода не того цвета. И вот из-за наличия неоправданных ожиданий ты остаёшься в целом недовольным съёмкой, ничего не нравится. А потом открываешь эти же фотографии спустя пару недель, про ожидания свои уже давно забыл, смотришь заново и видишь, что есть классные кадры.
Что ты выберешь, кататься или снимать? И вообще, должен ли кататься фотограф?
Я катаюсь уже около 4 лет, только на лонгборде и в своё удовольствие, без каких-то претензий. И да, внутри меня сёрфер частенько вступает в спор с фотографом. Например, когда очень классные волны, я могу плавать с камерой и жалеть, что я без доски, а потом наоборот, выплыву покататься, а свет такой красивый, что все на свете отдала бы за камеру.
Вообще я считаю, что если ты сёрф-фотограф, то хорошо бы тебе увлекаться сёрфингом. Во-первых, чтобы понимать, как работает океан, где тебе надо находиться и что делать, уметь предугадывать действия сёрферов. А ещё, чтобы понимать, что вообще значит «красивый человек на доске» а не динозавр, я даже не говорю тут про сложные трюки, скорее просто про позу и положение на волне.
Как тебе больше нравится снимать, с воды или с берега?
На земле фотография полностью зависит от меня, я могу чётко спланировать ракурс, спокойно дождаться какого-то момента или света. В воде всё наоборот, я могу только плавать, ну и понимать технику на которую снимаю, и всё, дальше дело случая, не получится загадать конкретный кадр. Всё должно совпасть на 100%: волна, свет, райдер…
Пожалуй, в воде я получаю бескомпромиссное удовольствие, поскольку ничего от себя не требую. На земле это уже совсем другая, рабочая история. Плюс, меня всегда берёт гордость, я что я заплыла, осталась жива, что у меня круто вышло и я сделала что-то не так, как обычно. Я люблю фотки, которые мне сложно даются. Те, которые легко, я не могу оценить, мне кажется, что в них ничего нет, хотя другим они могут нравиться. Для меня же важно приложить усилия, и в океане это всегда так.
Как воспринимают в сёрф-индустрии женщину фотографа? Сталкивалась ли ты с сексизмом?
В сёрфинге я никогда не чувствовала никакого сексизма вообще, никаких гендерных стереотипов. Вот где они есть, так это скейтбординг. Там же одни панки, которым вообще пофиг на красоту фотографий. Когда я прихожу их снимать, особенно каких-нибудь именитых и амбициозных, они смотрят с большим недоверием и даже высокомерием, типа что за девочка тут пришла. Я не катаюсь, выгляжу не как они, я не в тусе, а как бы смотрю со стороны. Но зато когда они видят результат, сразу отношение меняется. Многие удивляются, даже не верят, что это они такие красивые. И в профиль к себе часто не выкладывают, или выкладывают, а потом удаляют, потому что у них там в основном фотки, где они либо бухают, либо трюки какие-то делают, а тут красивое фото, которое сразу на контрасте все начинают комментить и троллить. Такая уж у них тусовка.
В сёрфинге такого нету, но я думаю это потому что сёрферы в принципе более склонны к самолюбованию. Ну и эстетику ценят, особенно лонгбордисты. К тому же я не снимаю сёрфинг как спорт, у меня скорее фотографии с налётом мистики, и сёрферы именно за этим и приходят, посмотреть на себя красивых на волне.
Конечно есть разница чисто на физическом уровне, и меня, возможно, не позовут куда-то в лютые трубы снимать, потому что меня унесёт течением, да я и сама туда не пойду. Но зато, когда у меня есть задача кого-то снять, а я, допустим, в этих условиях не могу сделать как все – просто заплыть и снять – у меня мозг начинает работать и искать нестандартные решения. Я придумаю как выполнить задачу исходя из своих вводных данных, и благодаря этому получается всегда по-другому, не так как у остальных. Я куда-нибудь залезу или в какое-то другое время назначу съёмку. Таким образом ограничение превращается в преимущество. Кто знает, может, если б я могла просто плавать как все, у меня бы и фотки были как у всех. Nothing special.
Кому труднее быть успешным фотографом – женщине или мужчине?
В наше время наверное мужчине легче. Ну за исключением варианта, если ты в Австралии и хочешь снимать обнажённых женщин, там строго с этим и надо кучу документов и разрешений, а женщине можно без всякой такой бюрократии. А в целом в мире женщинам сложнее пробиться, потому что зачастую помимо твоих творческих способностей тебя ещё и как объект оценивают. Ну и недоверие есть, когда дело касается фотографии. К тем же скейтерам когда мужчина приходит, это сразу «Хэй, бро», а когда женщина: «Ну-у, давай попробуем…»
Можешь ли дать совет начинающим фотографам вообще и сёрф-фотографам в частности?
Я бы тут не стала особо разделять, потому что сёрф-фотографом может стать любой, тут большого ума не надо. Если ты умеешь плавать и понимаешь в технике, куда кнопочку нажимать, то вот ты и сёрф-фотограф. И дальше уже вопрос вкуса. Так что я советую развивать вкус и не бояться делать то, что нравится.
А как развить вкус?
Нужна насмотренность, надо много смотреть, искать, что нравится, фотографов, которые цепляют, видеть в чём особенность их фотографий.
Погоди, ну а где тонкая грань между вдохновением и копированием?
Одно дело, когда ты посмотрел на фотографию, которая тебе нравится, и отметил, скажем, синее небо, свет или композицию. И ты думаешь: «Клёво, хочу глубокий синий цвет себе в кадр,» – ты вдохновляешься настроением. Или, например, тебе нравятся тёмные фотографии, и ты просто понимаешь, что у тебя откликается на тёмные фотки больше чем на светлые. А когда ты берёшь фотографию и пытаешься полностью сделать такую же, подобрать цвет или вообще всю композицию, то это уже не ты, ты просто пытаешься быть как тот другой человек. Но ты так никому не понравишься.
Чтобы найти вдохновение, контент, который тебе нравится, нужно переварить и почувствовать, как он откликается именно в тебе. Смотришь картинки и просто сортируешь их очень грубо: «нравится» - «не нравится», так ты можешь понять самого себя. Листаешь и думаешь: «Ой, мне не нравятся модели на белом фоне, скучно.» А вот смотришь на ландшафты и чувствуешь: «Как круто.» Это значит, что тебе нравится снимать ландшафты и не нравится снимать моделей, и не суйся туда, у тебя не получится снять хорошо модель, мечтая о ландшафтах.

Важно понять, что нравится именно тебе, и не обманывать себя, не вестись на идею, что на чём-то ты больше заработаешь. Я очень долго снимала всё подряд, и меня от этого тошнило. Я не могла понять, почему мне так плохо-то, вроде занимаюсь тем, что люблю. Я прям рыдала от женщин в леопарде, которые платили мне деньги, при том что могла бесплатно снимать воду, сёрфинг, просто ходить с камерой и получать дикое удовольствие. Классический вопрос, что ты будешь делать, если тебе не надо будет зарабатывать деньги, можно переформулировать так: что ты будешь снимать, если не надо думать о деньгах. Вот и всё.
На что ты снимаешь? Что важнее, камера или пост-продакшн?
Глаза! Нет, ну разумеется техника даёт преимущество. Иногда ты видишь что-то, а камера не может снять, потому что, например, недостаточно светочувствительная или у линзы не такое фокусное расстояние, которое может дать картинке нужный объём и глубину. И тут надо подбирать по своим нуждам. Но опять же, иногда ограничения дают толчок креативности и творчеству. Мне одноразовые плёночные фотоаппараты иногда давали гораздо более художественную картинку, чем топовая современная камера.

В целом, я стараюсь не привязываться к технике. Конечно, если ты коммерческий фотограф, то тебе нужна максимально мощная современная камера чтоб делать чистые чёткие фотографии, которые хоть на билборд, хоть в настенный календарь 1997 года. А если к тебе идут с тем, чтобы ты выразил своё видение, то вообще не важно, на что ты снимаешь.
Кстати про видение. О чем твоё творчество?
Для меня картинка – это способ передать внутреннее ощущение. Зачастую я не могу выразить словами, как прекрасен этот мир, как всё в нём драгоценно, и рассветы, и закаты, а потребность есть, и фотография позволяет донести это до зрителя. Причём с фотографией никому ничего не надо доказывать, люди сами видят и воспринимают, иногда даже более глубокий смысл, чем я сознательно вкладываю. Хотя, наверное, это потому что для меня это уже настолько привычно и естественно, что я даже не думаю сознательно о посыле, а просто снимаю, и оно само получается.
Помню, когда я первый раз сделала выставку, то поняла, что хоть в целом и не люблю медийность, но она нужна, так как позволяет направлять внимание людей, пропагандировать не грязь, а красоту, пригласить взглянуть на мир по-другому. И люди это видят, причём получается достучаться даже до тех, кто кроме Первого Канала ничего не смотрит. То есть через снимок можно реально действовать на людей. Для меня это своего рода вклад в мир.
Что тебя вдохновляет?
Люди, которые безумно любят своё дело и посвящают себя ему полностью, от начала и до конца. Такие люди вдохновляют двигаться дальше и не сдаваться. И свет. Любой лучик, звёздочка, все что угодно. Поток света.
Подписывайтесь на Инстаграм Оли @olyavasileva, там нескончаемый поток красоты. А в моём онлайн магазине «Принты в интерьер» можно купить некоторые её работы с доставкой на дом: на холсте с натяжкой или в виде бумажного постера.
Made on
Tilda