Скейты для сёрферов

Доска для асфальта, которая поможет в океане
Считается, что скейтбординг придумали сёрферы, чтобы было на чём кататься пока нет волн. В наши дни это самостоятельная дисциплина и отдельный спорт, но связь с сёрфингом всё-таки остаётся. Сёрферы катаются на скейтах не только когда волн нет, но и там, где волн просто нет, а также в дополнение к катанию на серфе. Более того, сейчас на рынке есть специальные сёрф-скейты, которые отлично имитируют доски для сёрфинга: чтобы ехать, на них нужно двигаться также, как на волне. Это во-первых, позволяет получить похожие ощущения и удовольствие, а во-вторых, прокачать технику, чтобы потом быстрее прогрессировать на волнах.

У меня есть друг Вова, он сёрф-тренер и скейтбордист с почти 20-летним стажем. А ещё он большой специалист в сёрф-скейтах. Я попросила его рассказать мне про особенности этих досок, и о том, как начать на них кататься.
История Вовы
Я успел родиться в городе-герое Ленинград в 1990 году, а уже год спустя он стал Санкт-Петербургом. Кататься на скейте начал лет в 11, и именно скейтбординг в конечном итоге привёл меня к сёрфингу. Не то чтобы нам в школе на предмете «скейтбординг» это преподавали, или в библиотеке мы вычитывали, но ещё в годы до Интернета все скейтеры знали, что скейт придумали сёрферы, сёрфинг – это истоки, от того и тянуло к нему всегда.
Первые ассоциации с сёрфингом, естественно, это Гавайи и Бали. Очень хотелось поехать на океан, но когда тебе 11, и ты живёшь в России, это не так-то просто. Добраться до Бали удалось в 2012 году, я тогда учился в университете, любил потусоваться, поэтому с сёрфингом в тот приезд не особо сложилось. Пробовал выплывать на доске друга, что-то там бултыхался и, естественно, ничего не понял. Зато познакомился с кучей классных ребят, которые жили на Бали, поэтому уезжая, хотел непременно вернуться на подольше. Спустя некоторое время так и сделал, прилетел на Бали без обратного билета и провёл тут почти год.
На этот раз я начал серфить, но это были восемь месяцев боли, потому что я сразу взял шортборд. Классическая прорайдерская история – я же типа крутой скейтер, гашу на сноуборде, всё всегда схватывал на лету и кайф сразу появлялся, так что был уверен, что и с серфом сейчас быстро всё получится. Но не тут-то было. В сёрф-школу идти мне было западло, так как встречал ребят, которые говорили: «Да я вот уже три месяца катаюсь и в такой-то школе преподаю.» Тут сразу думаешь, ну и чему ты меня научишь, три месяца катаешься. В итоге многое делал неправильно, но упёрся рогом и бодался. В итоге, конечно, дободался, но это мне стоило года жизни вместо двух недель.

Потом слетал в Россию на год, а вернувшись на Бали стал подходить к сёрфингу серьёзнее, изучать теорию, слушать тренеров, доску подлиннее взял. Друзья за это время тоже неплохо прокачались, так что было на кого ровняться. В целом стал меньше тусоваться и больше кататься. В 2015 году начал подрабатывать в сёрф-школе TakeOff помощником тренера, или как мы это называем – толкалой. Смотрел как ребята ведут уроки, набирался опыта и через несколько месяцев сам стал инструктором.
Анатомия сёрф-скейта
Вова хорошо разбирается в сёрф-скейтах, потому что занимается ими профессионально. На примере скейтов бренда Roots он разобрал самые важные детали.
Дека
Дека может быть с классическим покрытием наждачкой, а может быть бамбуковая или деревянная с напылением из стекла. Наждачка выглядит не так круто, как бамбук. Держит получше, но не настолько, насколько проигрывает внешне. Тут важно понимать, что если кататься по пыльной дороге и наступать в лужи, то умрёт и то, и другое, хотя стекло быстрее. А вот если кататься в чистеньком крытом скейт-парке, разница будет минимальная, зато бамбук ­– стиль.

Желательно, чтобы на деке сёрф-скейта был небольшой кикер для упора задней ноги. Прежде всего он нужен для ощущения правильности стойки. Когда едешь, не всегда есть возможность посмотреть, правильно ли стоят ноги, а кикер позволяет выставиться на ощущениях – прощупал упор, значит задняя нога в нужном месте. Если нет, твистом её чуть прокручиваешь, смещая назад. Точно также, как на шортборде с задним ковриком: чтобы хорошо бахнуть, стопа должна быть прямо на хвосте и упираться внешней стороной в подъёмчик пада. И на серфе, и на скейте трюк не получится на все сто, если не поставить правильно ноги. Кикер помогает почувствовать, что стопа в нужном месте, плюс во время манёвра держит упор, чтобы задняя нога не соскользнула.
Подвески
Подвеска – это многосоставной элемент, к которому крепятся колёса. Самая массивная, основная часть – это траки, на них надеваются подшипники и колёса, и закрепляются гайками. Платформа на четырёх болтах крепит подвеску к деке. Центральный осевой болт называется кингпин. Его угол определяет ход подвески на поворотах. На кингпин надевается бушинг – мягкая амортизирующая резинка, которая влияет на жесткость и маневренность получившейся конструкции.
Вообще, подвесок, имитирующих сёрф, довольно много. Я их все пробовал и для Roots выбрал два варианта. Во-первых – Truster-I. Она выглядит как «Терминатор» – громоздкая и сложносочинённая – но зато просто поразительно, насколько она делает скейт похожим на сёрф. Закрываешь глаза и прямо как будто на волне. Скейт с такой подвеской идеально подходит для тренировок и отработки манёвров. Вообще, когда сёрфинг стал олимпийским видом спорта, он автоматически стал чуть более задротским, к нему начали относиться как к физкультуре: утром покатался, потом в зал, потом изучать теорию, а вечером ещё шахматы, чтоб мозг качать. Как украинская школа бокса, где спортсмены интегралы высчитывают после тренировок. Вот сёрф-скейт с подвеской Truster-1 – это как раз для таких сёрферов, которые хотят на берегу отработать механику манёвров.
Второй вариант – классическая подвеска карвера – подходит для более широкой аудитории, тех, кто просто хочет кататься по городу и кайфовать. Она тоже подвижная и разгоняется за счёт пампа, но при этом значительно более устойчивая.
Колёса
У колёс есть два параметра: размер и жёсткость. У сёрф-скейтов, как и у лонгбордов для катания по городским улицам, колёса большие – 70-72 мм. Тут всё просто, чем больше колесо, тем меньше неровностей дороги ощущаешь во время езды. Таким же образом влияет и мягкость колеса: чем она выше, тем лучше амортизация изъянов асфальта.

Кроме того, мягкость отвечает за то, можно ли пустить доску в слайд, то есть заставить колесо не крутиться, а проскальзывать по дороге. Слайд делают для резкого сброса скорости и просто как стильный манёвр, когда заднюю подвеску «срывают», поворачивая доску перпендикулярно направлению движения. Аналогичный элемент в сёрфинге – это снеп или финз-аут. Чем выше жёсткость колеса, тем проще его сорвать в слайд. Жёсткость определяется цифрами с загадочной единицей измерения А (Вова пошутил, что это амперскольжение). Чем выше цифра, тем жёстче. 60А – мягкое, 80А – уже достаточно жёсткое. 82А позволяет скользить по бетону и делать снепы в сёрф-ванне, когда задняя подвеска пускается в занос, не отрываясь при этом от асфальта.
Выбирать надо исходя из запроса: если хотите больше контроля и сцепления и не хотите попадать в заносы, а ограничиться поворотами, то лучше брать мягкие колёса. Оптимальный вариант ­– средний, например, 70А – такие соскользнут только на мокром асфальте, а на сухом держат до победного. Потом при желании можно купить колёса пожёстче, это как поменять фины на доске, когда накатался, научился делать повороты и хочешь попробовать что-то новое.
Как начать кататься
Для начала – вдохновиться.
Защита. В 2001 году, если бы ты пришёл в защите, тебя бы застебали, что ты маменькин сынок. Года три-четыре назад я пошёл в скейт-шоп и купил защиту. Подарок на день рождения другу. И встретил там товарища, местный скейтер, владелец скейт-парка. Он на меня посмотрел как на дебила. Я объяснил, что это корешу. В общем защита вроде как зашквар. Но со временем, когда человеку исполняется 30-35-40, это уже и не то чтобы не стильно становится, вполне нормально. Также, как в океане панама и сёрф-тапочки. Но если серьёзно, когда катаешься в большом пуле, то коленочки конечно лучше защитить и шлем надеть. А вот если на расслабленном по плоскому асфальту, то можно и так, просто в джинсах поплотнее на всякий случай.
Очень важна обувь. Скейтерская обувь называется кеды. Кеды отличаются от кроссовок тем, что у них нет каблучка для бега, ровная плоская подошва снижает риск подвернуть ногу. В лёгких беговых кросовках можно приземлить стопу чуть на ребро и с высокой вероятностью подвернуть ногу. С плоской подошвой вероятнее, что нога наоборот вернётся в нормальное положение. Подвернуть лодыжку на скейте – дело плёвое, если переживаете, можете взять высокие кеды и крепко затянуть шнуровку.
Как показывает практика, скейтеры выбирают Vans
Начинать кататься лучше на плоском асфальте, достаточно прямой дороги. Идеально подходят парковые вело-дорожки, у них приятное ровное покрытие. Если у дороги есть небольшой уклон, то вообще идеально, но нужно буквально 1-2 градуса, не больше, иначе доска будет разгоняться слишком быстро.
В Красной Поляне есть идеальное место для обучения – набережная Газпром.
Подходят парки и парковки. По дорогам кататься не стоит, потому что контроль обычно теряется в самый неподходящий момент, доска летит под одну машину, райдер под другую.
«Лучше кататься там, где нет машин, байков, поездов, параходов и самолётов.»
Посмотрите пару уроков и освойте базовые манёвры
Научившись на плоском, можно идти в скейт-парк с фигурами. Для отработки манёвров из сёрфинга лучше всего подходит сёрф-ванна, как я её называю. Это такой пул, с одной стороны очень покатый, а с другой более крутой, с радиусом как у волны. Получается, что одна часть имитирует стенку волны, другая – плоскую часть перед волной. Просто в сёрфинге эта плоская часть всё равно двигается и толкает, поскольку бетон стоит на месте, это имитируется небольшим наклоном. Получается, что на скейте, как и на серфе, в этом месте можно сгенерировать скорость, если правильно двигаться.
В сёрф-ванне очень круто тренировать разгон, боттом-терн и топ-тёрн. Для вейксёрферов это отличная возможность съэкономить – сессии за катером удовольствие не дешёвое, а тут можно бесплатно отработать и потом уже идти гасить.
Где кататься?
Я развернула целую поисковую операцию в надежде выдать вам внушительный список сёрф-ванн для тренировок, но оказалось, что в России они – редкость. Но хорошие места для катания, проверенные и одобренные скейтерами, есть.
Москва
Та самая идеальная для тренировок чаша, правда сделана из фанеры, но по отзывам норм. Вход свободный.
м. Строгино, Исаковского ул., 37 , к.2 , с 1
Такую же деревянную волну построили ребята на базе DonSurf. Это первая в России речная волна для сёрфинга, находится в 4 часах езды от Москвы. У ребят есть домики, где можно остаться, прокат досок и уроки катания.
Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Гришина, д. 147
Достаточно большой бетонный скейт-парк, в котором есть пул, ступеньки, хендрейлы, грани и другие фигуры для катания. Скейт-волны нет, но есть похожие небольшие радиусы. Вход свободный.
м. Коломенское, Андропова пр-т, 39с53
В бетонном парке есть двухуровневый боул, бетонная мини-рампа и парные стрит-плазы. Парк большой и качественный, в центре зелёной зоны Лианозовского парка. Вход свободный.
м. Алтуфьево, Череповецкая улица, 12А
Памп-трек – это дорожка в виде волнистой линии: то вверх, то вниз. На ней очень круто прокачиваются ноги и колени, тренируется движение, которым также можно разгоняться на волне. В части со скейт-парком есть хорошие мягкие радиусы для сёрф-скейта. Есть освещение для катания вечером.
м. Черкизово, улица Большая черкизовская дом 23
Санкт-Петербург
Самый подходящий для сёрф-скейта парк Питера. 4-5 плоских широких наклонных разгонок, на которых можно делать разные трюки или просто развороты, плюс волна для пампинга и пирамидка для тех же целей.
Улица Горсткина, Всеволожск, Ленинградская область
Выше в тексте я упоминала Газпромовскую набережную в Красной Поляне, там же недалеко есть неплохой открытый бетонный скейт-парк. В целом меня порадовало, что на мой призыв о помощи в поиске скейт-ванн откликнулось очень много ребят со всей России. Это означает, что спорт есть, живёт и развивается, а значит и мест для катания будет становиться больше! Хочу поблагодарить за помощь всех, кто скидывал мне фотографии и локации парков, и, разумеется, Вову за подробный экскурс в мир сёрф-скейтов.

Если вы подумываете купить себе доску, поддержите малый бизнес и заходите на сайт Roots, мои лучшие рекомендации!
Рекомендую к прочтению
Made on
Tilda